Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является экологическое воспитание детей.
Экологическая направленность представлена в виде модуля «Добрые жители земли» и включает в себя:
- программы экологического воспитания, и методические рекомендации;
- конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
- картотеку дидактических игр;
- библиотека познавательной литературы;
- тематические подборки презентаций и т.п.
Работа по приоритетным направлениям разбита на четыре блока:
- работа с педагогами;
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- развитие предметно - пространственной развивающей среды в этом направлении.
Модуль «Добрые жители земли»
Экологическое воспитание в системе образования не перестает быть актуальным и важным фактором современного образовательного процесса. Актуальность экологического образования трудно переоценить.
Дошкольное учреждение является первым уровнем системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед коллективом педагогов встает задача формирования у дошкольников экологических знаний, норм, правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Таким образом, целью экологического образования дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование правильного практического опыта взаимодействия с природой.
Наше дошкольное учреждение реализует ОП ДО и АОП ДО с приоритетным экологическим направлением.
Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс: в самостоятельной и в организованной образовательной деятельности.
Возникает главный вопрос: как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить ожидаемые результаты? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься?
В первую очередь необходимо создать определенные условия, и прежде всего — систему работы коллектива. В МБДОУ разработана система работы «Экологическое образование дошкольников», состоящая из взаимосвязанных компонентов, где каждый компонент выполняет свою роль в реализации экологического образования.
Компоненты:
1. Направления работы и взаимоотношения сотрудников.
2. Подготовка и переподготовка кадров.
3. Экологизация развивающей предметно-пространственной среды.
4. Работа с родителями (законными представителями).
5. Сотрудничество детского сада с другими учреждениями.
Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, мы стараемся стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, мобильный календарь природы.
В группах подобрана библиотека художественных произведений, энциклопедии по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, соответствующие возрастной категории детей. При знакомстве с поэзией детям легче и проще дается возможность почувствовать прелесть и неповторимость природы, значение ее в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, сказки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребенок учится правильно выражать свое мнение, озвучивать чувства. Дети самостоятельно и совместно с воспитателями рассматривают иллюстрации и энциклопедии про птиц и животных.
Ведущим для детей видом деятельности является игра. Используя игры экологической направленности, воспитатели уточняют, обобщают, закрепляют и систематизируют знания детей об объектах и явлениях природы. Именно в игре у детей формируются ценностные отношения поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.
Во время прогулок воспитатели ежедневно проводят с детьми наблюдения за окружающим миром, знакомят с изменениями природы по сезонам, знакомят со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за явлениями погоды в течение всего года на метеоплощадке, экологической тропе ДОУ.
Во время прогулок в весенне-летний сезон, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателю ухаживать за растениями на огороде и участке, сельском дворике и в теплице. В процессе ухода они получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
2023-2024 учебный год
Эколого-развивающая среда
«Экологическое воспитание дошкольников»
Отчет по реализации приоритетного направления «Экологическое воспитание»
Участие педагогов в городских мероприятиях по реализации приоритетного направления:
- «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических пособий» (из опыта работы воспитателей группы «Солнышко» Киневой Е.С., Первухиной С.В.)
Доклад
Презентация
- «Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации № 276 г.Челябинска» (из опыта работы старшего воспитателя Любивой И.А.)
Доклад
Презентация
- Реализация приоритетного направления «Экологическое воспитание» в МБДОУ «ДС №276 г.Челябинска» (РППС групповых помещений из выступления на городском семинаре Сафиной Е.А., учителя - логопеда)
Доклад
Презентация
Продуктивная деятельность
Проекты
- «Кормушка»
- «Удивительный лес»
- «Путешествие капельки»
- «Домашние животные»
Педагогическая находка
- Дидактическое пособие «Лес»
- Информационный справочник «Природа Южного Урала»
- «Эколята»
- Дидактическое пособие «Календарь погоды»
Памятки
- «Прогулка в природу»
- По экологическому воспитанию
- По экологическому воспитанию детей в семье
- По экологическому воспитанию дошкольников в семье
Лепбуки
Консультации
- «Экологическое воспитание детей в семье»
- «Задачи экологического воспитания ребенка в семье»
- «Воспитание любви к природе»
- «Экологическое воспитание ребенка в семье»
- «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
- «Помогите птицам зимой»
- «Правильное отношение к природе начинается в семье»
- «Бережное потребление воды»
Буклеты
- «Безопасность с животными»
- «Домашние животные»
- «Об экологии детям»
- «Экологическое воспитание детей»
- «Полезные советы»
- для родителей дошкольников
- «Алгоритм реализации ведущих методов экологического воспитания дошкольников»
- «Береги воду – она бесценна!»
- «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»
- «Земля – наш общий дом»
- «Что нужно знать о насекомых»
Макеты
- «Разработка и изготовление макетов в работе с детьми с ОВЗ»
- «Лесостепная зона Южного Урала»
- «Покорми птиц зимой»
- «Озеро», «Берегите лес от огня», «Строение хвойных и лиственных деревьев»
- «Лес»
- «Берегите воду», «Обитатель пресноводных водоемов», «Животные Севера», «Круговорот воды в природе», «Дикие животные в зимнем лесу»
- «Зима в лесу»
Дидактические игры
- Авторские дидактические игры
- Фотографии дидактических игр по темам
- Картотека дидактических игр
Грамоты воспитанников
Грамоты педагогических работников